Для профессионалов предусмотрены курсы повышения квалификации: прослушал, почерпнул что-то новое, потренировался и стал увереннее и опытнее. Но есть и такие поприща, где учиться приходится каждый день, потому как задача стоит – научить других. А если подопечные лучше владеют техникой, чем наставник? Или стремительно меняющееся время диктует все новые и новые цели? Чувствовать веяния и успевать на них реагировать могут и, как показывает практика, просто обязаны, в первую очередь, педагоги, и тем более из числа тех, кто готовит себе смену.
В книге о Заслуженных учителях России читаем: «Доника Вера Федоровна. С сентября 1983 года и по настоящее время работает в Волгоградском социально-педагогическом колледже. Педагогический стаж – 48 лет». По поводу последнего закрадываются сомнения: перед нами – энергичная, жизнерадостная женщина, которая даст фору любой первокурснице. Но, оказывается, реальная цифра еще больше: справочник издан несколькими годами ранее.
- Вера Федоровна, как вы пришли в профессию?
- Самый первый шаг – это шаг в школу. И после него я никогда не изменяла своей профессии. Начинала в селе Сокол Молдавской ССР. Так получилось, что мой классный руководитель посоветовал поехать в село, где работали учителя, не знавшие молдавского языка. Сейчас есть программы «Земский доктор», готовится «Земский учитель», а я тогда по зову души отправилась работать в деревню. Преподавала русский язык в 5-7 классах и была еще и переводчиком. Сразу нашла общий язык с детьми и родителями.
- В каком году это было?
- В 1967-м. Мне тогда 20 лет исполнилось. Потом замуж вышла за офицера Советской Армии. И по его распределению поехали в Херсон, где работала старшей пионервожатой и по совместительству учителем начальных классов, а через полгода мне дали 5-8 классы, у которых я была учителем русского языка. Началось полное погружение в профессию – поняла, что назад ходу нет. С детьми мы участвовали в соревнованиях, субботниках, проводили классные часы. С коллективом сложились хорошие отношения – вступила в профсоюз, можно сказать, что в этой организации у меня такой же стаж, как и педагогический. Сегодня тоже принимала участие в отчетно-выборном профсоюзном собрании. Потом супруг поступил в Военную академию – мы переехали в Москву. И уже вдвоем поняли, что без учительского труда я не могу. Вместе бегали по школам, искали мне место. Сначала устроилась в 43-ю, располагавшуюся на Комсомольском проспекте. Недалеко снимали квартиру. А когда дали место в общежитии, пришлось поменять и школу: работала потом в 776-й. В Москве получила настоящий педагогический опыт. Директор 43-й школы приглашала на мои уроки студентов из Чехословакии и других славянских государств. За работу поощрили грамотой от районо, которая сыграла роль, когда присваивали звание «Отличника народного просвещения», но уже здесь, в Волгограде.
- Когда вы приехали в наш город? Каким был трудовой путь в Волгограде?
- Тоже бегала по школам, искала место филолога, но его не было, потому что мы приехали в Волгоград летом, в июле, 1977 года. Устроилась в 40-ю учителем истории и проработала так четыре года, но когда открывался колледж, который был в то время училищем, позвали сюда работать. В этот кабинет в 1983 году заносили мебель. В 2011-м мне присвоили звание Заслуженного учителя Российской Федерации. Преподавала русский язык, литературу, риторику. Сейчас веду методику преподавания русского языка в начальных классах, практикум по проектированию уроков. Готовлю участников соревнований WorldSkills Russia: наши студенты выступают в номинации «Преподавание в младших классах». Я отвечаю за методику преподавания русского языка. Мы работаем в союзе с другими наставниками – специалистами по методикам математики и естествознания.
- Сколько же вы подготовили за эти годы молодых чемпионов?
- Благодаря нашему директору, Александру Сергеевичу Калинину, который, как только пришел, сказал: «Учите английский», а потом произнес название «WorldSkills», колледж уже четвертый год является площадкой этого чемпионата. В 2016-м в нем участвовала Кристина Бредихина, и ей, как раз достался конверт с заданием провести 15 минут урока русского языка, Мария Курашова заняла I место, в 2017-м – Елизавета Зайцева, которая уже работает учителем начальных классов в школе №40, Московкина Диана была отобрана в национальную сборную в 2018 году, а недавно из Ярославля, где проходили такие же испытания, вернулась Анастасия Давыденко. Мы, преподаватели колледжа, консультируем студентку для участия во всероссийском финале.
- Насколько трудными для участников и наставников являются эти состязания молодых профессионалов?
- Нам присылают требования к конкурсу: за 15 минут провести фрагмент урока и сделать это надо на высочайшем уровне. Обязательно использовать разные формы работы: индивидуальную, групповую, парную. Нужно апробировать не менее трех технических средств. В этом году новое использовали. Оно называется «Умный пол»: расстилается полотно, на которое вносится материал урока. Мы готовили тему для внутреннего конкурса «Прописная буква в именах собственных» и в эту специальную машину «загружали» слова-омонимы: «Пушок» и «пушок», «Орел» и «орел». Приглашали шесть младших школьников, с которыми конкурсантка должна провести урок за 15 минут, то есть это единое целое, где есть и высокая мотивация, и нетрадиционные формы. В этом году Настя использовала Забиваку, который «помогал» в движении к новым знаниям: мотивировал забивать голы. Благодаря практико-ориентированному обучению, которое мы развиваем, все отлично получается у студентов.
- Вы упомянули «нетрадиционные формы». Насколько современные учителя отличаются от тех, кого вы готовили десять, двадцать или тридцать лет назад?
- Сейчас учитель должен овладевать новыми технологиями. Наши студенты прекрасно умеют обращаться с компьютером. Это заслуга кафедра информатики. Если раньше мы читали только вслух стихотворение детям, то теперь каждый знает, как найти аудиозапись и использовать ее в комплексе. Сейчас они умеют организовать работу в паре, в группе и индивидуально, могут разнообразить уроки: стало больше инновационных приемов. И темп работы увеличился. Подсказывает детям и учителям учебник, который изменился в лучшую сторону. И я сама учусь вместе со студентами на практике, когда учителя показывают свои методики, мы вместе улавливаем полезное и интересное. Педагоги нам благодарны, когда видят что-то новое для себя в уроках наших ребят. Бывает, даже говорят: «Вы нас по-другому учили». Но практико-ориентированное обучение, которое способствует мастерству наших студентов, было всегда. Сейчас изменился объем часов: теперь у нас 2 дня практики - понедельник и пятница. Студенты выходят в школы с 14 января и до 17 мая должны провести 216 часов: 10-12 уроков сам и посетить 70-80 уроков своих одногруппников, обязательно разработать технологическую карту занятий. Наблюдающие ведут записи и делают анализ посещаемого урока. И такой подход помогает готовить высококвалифицированные кадры, которых хотят взять на работу: наши выпускники не бояться детей и ведут уроки так, словно у них уже десять лет стажа. Кроме того, они получают опыт на практике в оздоровительных лагерях, где работают вожатыми. Отделом практики руководит Елена Геннадьевна Шерстюгина. И в этом году наши ребята работали в детских лагерях по обмену опытом как специалисты с начинающими вожатыми.
- Сколько же учителей за годы работы в педагогическом колледже вы подготовили? Сотни? Или уже больше тысячи?
- Не считала. Я веду в нескольких группах методику преподавания русского языка в начальных классах, но выпускаю свои каждые четыре года. Многие работают учителями начальных классов в городских и сельских школах области, кто-то филологом: раньше колледж готовил по дополнительным специальностям, давая квалификацию «Учитель русского языка и литературы». Ирина Москаленко, с которой мы общаемся в интернете, отрыла школу в Нидерландах. Она вышла замуж и уехала за границу. Теперь учит детей наших бывших соотечественников.
- У вас никогда не было желания уехать или сменить место работы, а может, и профессию?
- Нет. Учитель - это моё признание. Учитель - это знание, мудрость, творчество, опыт, который я приобретаю и пытаюсь передавать студентам. Они с удовольствием погружаются на моих уроках в методику преподавания, в эту интересную деятельность. Конечно, на практике, которая, как говорил Сократ, критерий истины, кто-то отсеивается. Мы идём сейчас в школу, и 19 из 25 студентов уже поняли, что продолжат работать на этом поприще. Большинство одобряет мою работу, благодарит за неё.
- Работа у вас сложная. И конечно же, нужна не только поддержка со стороны студентов, но и плечо коллег, может, даже руководства учреждения или всей системы образования. Как у вас с этим?
- Нам везёт с администрацией. Директор с уважением относится к преподавателям. У него тонкое чутье. Коллектив дружный. Сегодня состоялось профсоюзное отчетно-выборное собрание, на котором представили молодых учителей, вручили им цветы. Было очень приятно такое доброе отношение к новым сотрудникам. К сожалению, ушли уже педагоги моего возраста на пенсию по семейным обстоятельствам или по состоянию здоровья. Мне, кажется, тоже пора уйти, но студенты просят: «Выпустите нас, пожалуйста, не бросайте». И я не могу уйти. Да и как буду жить без всего этого? Поддержку дают и власти: недавно колледж получил грант – закупили оборудование для учебных кабинетов. На третьем этаже, где располагается кафедра информатики, все стало по последнему слову техники: компьютеры и двери специальные. Большой поток абитуриентов поступает на программирование, где тоже практико-ориентированное обучение, но не в школы идут студенты этого профиля, а в организации и на предприятия, где апробируют новые программы.
- Какое бы напутствие вы дали своим воспитанникам, начинающим трудовой путь педагога?
- Могу сказать, исходя из своего опыта и моей семьи, в которой есть и профессор, и преподаватель медицинского университета, и внук, окончивший Волгоградскую академию МВД России с красным дипломом. Мы все очень ответственно относимся к делу, которому служим. Поэтому мой совет: самое главное - это быть пунктуальным и ответственным за свое дело, как все это делают в моей семье. Не знаю, что должно случиться, чтобы они опоздали на работу. Не позавтракают, может, не «дооденутся», как мой младший внук, который однажды убежал в лицей в одном носке, но не опоздают. И, конечно, быть профессионалами. Сколько лет я работаю, все время сомневаюсь, а так ли делаю, или будет ли это к месту. Я всегда переживаю за неудачи своих студентов, волнуюсь за них. Мне кажется, что надо всегда делать все хорошо, независимо от того, покажут тебя по телевидению или нет. И тогда все получится. Большая часть студентов, спасибо им, следует моим советам и примеру.