102279/

Волгоградские учителя всю жизнь готовы учить и учиться

#Политика 3 мая 2019, 19:22 Елена Мухина / Политика
Фото: РИАЦ
Для профессионалов предусмотрены курсы повышения квалификации: прослушал, почерпнул что-то новое, потренировался и стал увереннее и опытнее. Но есть и такие поприща, где учиться приходится каждый день, потому как задача стоит – научить других. А если подопечные лучше владеют техникой, чем наставник? Или стремительно меняющееся время диктует все новые и новые цели? Чувствовать веяния и успевать на них реагировать могут и, как показывает практика, просто обязаны, в первую очередь, педагоги, и тем более из числа тех, кто готовит себе смену.

В книге о Заслуженных учителях России читаем: «Доника Вера Федоровна. С сентября 1983 года и по настоящее время работает в Волгоградском социально-педагогическом колледже. Педагогический стаж – 48 лет». По поводу последнего закрадываются сомнения: перед нами – энергичная, жизнерадостная женщина, которая даст фору любой первокурснице. Но, оказывается, реальная цифра еще больше: справочник издан несколькими годами ранее.

- Вера Федоровна, как вы пришли в профессию?

- Самый первый шаг – это шаг в школу. И после него я никогда не изменяла своей профессии. Начинала в селе Сокол Молдавской ССР. Так получилось, что мой классный руководитель посоветовал поехать в село, где работали учителя, не знавшие молдавского языка. Сейчас есть программы «Земский доктор», готовится «Земский учитель», а я тогда по зову души отправилась работать в деревню. Преподавала русский язык в 5-7 классах и была еще и переводчиком. Сразу нашла общий язык с детьми и родителями.

- В каком году это было?

- В 1967-м. Мне тогда 20 лет исполнилось. Потом замуж вышла за офицера Советской Армии. И по его распределению поехали в Херсон, где работала старшей пионервожатой и по совместительству учителем начальных классов, а через полгода мне дали 5-8 классы, у которых я была учителем русского языка. Началось полное погружение в профессию – поняла, что назад ходу нет. С детьми мы участвовали в соревнованиях, субботниках, проводили классные часы. С коллективом сложились хорошие отношения – вступила в профсоюз, можно сказать, что в этой организации у меня такой же стаж, как и педагогический. Сегодня тоже принимала участие в отчетно-выборном профсоюзном собрании. Потом супруг поступил в Военную академию – мы переехали в Москву. И уже вдвоем поняли, что без учительского труда я не могу. Вместе бегали по школам, искали мне место. Сначала устроилась в 43-ю, располагавшуюся на Комсомольском проспекте. Недалеко снимали квартиру. А когда дали место в общежитии, пришлось поменять и школу: работала потом в 776-й. В Москве получила настоящий педагогический опыт. Директор 43-й школы приглашала на мои уроки студентов из Чехословакии и других славянских государств. За работу поощрили грамотой от районо, которая сыграла роль, когда присваивали звание «Отличника народного просвещения», но уже здесь, в Волгограде.

- Когда вы приехали в наш город? Каким был трудовой путь в Волгограде?

- Тоже бегала по школам, искала место филолога, но его не было, потому что мы приехали в Волгоград летом, в июле, 1977 года. Устроилась в 40-ю учителем истории и проработала так четыре года, но когда открывался колледж, который был в то время училищем, позвали сюда работать. В этот кабинет в 1983 году заносили мебель. В 2011-м мне присвоили звание Заслуженного учителя Российской Федерации. Преподавала русский язык, литературу, риторику. Сейчас веду методику преподавания русского языка в начальных классах, практикум по проектированию уроков. Готовлю участников соревнований WorldSkills Russia: наши студенты выступают в номинации «Преподавание в младших классах». Я отвечаю за методику преподавания русского языка. Мы работаем в союзе с другими наставниками – специалистами по методикам математики и естествознания.

- Сколько же вы подготовили за эти годы молодых чемпионов?

- Благодаря нашему директору, Александру Сергеевичу Калинину, который, как только пришел, сказал: «Учите английский», а потом произнес название «WorldSkills», колледж уже четвертый год является площадкой этого чемпионата. В 2016-м в нем участвовала Кристина Бредихина, и ей, как раз достался конверт с заданием провести 15 минут урока русского языка, Мария Курашова заняла I место, в 2017-м – Елизавета Зайцева, которая уже работает учителем начальных классов в школе №40, Московкина Диана была отобрана в национальную сборную в 2018 году, а недавно из Ярославля, где проходили такие же испытания, вернулась Анастасия Давыденко. Мы, преподаватели колледжа, консультируем студентку для участия во всероссийском финале.

- Насколько трудными для участников и наставников являются эти состязания молодых профессионалов?

- Нам присылают требования к конкурсу: за 15 минут провести фрагмент урока и сделать это надо на высочайшем уровне. Обязательно использовать разные формы работы: индивидуальную, групповую, парную. Нужно апробировать не менее трех технических средств. В этом году новое использовали. Оно называется «Умный пол»: расстилается полотно, на которое вносится материал урока. Мы готовили тему для внутреннего конкурса «Прописная буква в именах собственных» и в эту специальную машину «загружали» слова-омонимы: «Пушок» и «пушок», «Орел» и «орел». Приглашали шесть младших школьников, с которыми конкурсантка должна провести урок за 15 минут, то есть это единое целое, где есть и высокая мотивация, и нетрадиционные формы. В этом году Настя использовала Забиваку, который «помогал» в движении к новым знаниям: мотивировал забивать голы. Благодаря практико-ориентированному обучению, которое мы развиваем, все отлично получается у студентов.

- Вы упомянули «нетрадиционные формы». Насколько современные учителя отличаются от тех, кого вы готовили десять, двадцать или тридцать лет назад?

- Сейчас учитель должен овладевать новыми технологиями. Наши студенты прекрасно умеют обращаться с компьютером. Это заслуга кафедра информатики. Если раньше мы читали только вслух стихотворение детям, то теперь каждый знает, как найти аудиозапись и использовать ее в комплексе. Сейчас они умеют организовать работу в паре, в группе и индивидуально, могут разнообразить уроки: стало больше инновационных приемов. И темп работы увеличился. Подсказывает детям и учителям учебник, который изменился в лучшую сторону. И я сама учусь вместе со студентами на практике, когда учителя показывают свои методики, мы вместе улавливаем полезное и интересное. Педагоги нам благодарны, когда видят что-то новое для себя в уроках наших ребят. Бывает, даже говорят: «Вы нас по-другому учили». Но практико-ориентированное обучение, которое способствует мастерству наших студентов, было всегда. Сейчас изменился объем часов: теперь у нас 2 дня практики - понедельник и пятница. Студенты выходят в школы с 14 января и до 17 мая должны провести 216 часов: 10-12 уроков сам и посетить 70-80 уроков своих одногруппников, обязательно разработать технологическую карту занятий. Наблюдающие ведут записи и делают анализ посещаемого урока. И такой подход помогает готовить высококвалифицированные кадры, которых хотят взять на работу: наши выпускники не бояться детей и ведут уроки так, словно у них уже десять лет стажа. Кроме того, они получают опыт на практике в оздоровительных лагерях, где работают вожатыми. Отделом практики руководит Елена Геннадьевна Шерстюгина. И в этом году наши ребята работали в детских лагерях по обмену опытом как специалисты с начинающими вожатыми.

- Сколько же учителей за годы работы в педагогическом колледже вы подготовили? Сотни? Или уже больше тысячи?

- Не считала. Я веду в нескольких группах методику преподавания русского языка в начальных классах, но выпускаю свои каждые четыре года. Многие работают учителями начальных классов в городских и сельских школах области, кто-то филологом: раньше колледж готовил по дополнительным специальностям, давая квалификацию «Учитель русского языка и литературы». Ирина Москаленко, с которой мы общаемся в интернете, отрыла школу в Нидерландах. Она вышла замуж и уехала за границу. Теперь учит детей наших бывших соотечественников.

- У вас никогда не было желания уехать или сменить место работы, а может, и профессию?

- Нет. Учитель - это моё признание. Учитель - это знание, мудрость, творчество, опыт, который я приобретаю и пытаюсь передавать студентам. Они с удовольствием погружаются на моих уроках в методику преподавания, в эту интересную деятельность. Конечно, на практике, которая, как говорил Сократ, критерий истины, кто-то отсеивается. Мы идём сейчас в школу, и 19 из 25 студентов уже поняли, что продолжат работать на этом поприще. Большинство одобряет мою работу, благодарит за неё.

- Работа у вас сложная. И конечно же, нужна не только поддержка со стороны студентов, но и плечо коллег, может, даже руководства учреждения или всей системы образования. Как у вас с этим?

- Нам везёт с администрацией. Директор с уважением относится к преподавателям. У него тонкое чутье. Коллектив дружный. Сегодня состоялось профсоюзное отчетно-выборное собрание, на котором представили молодых учителей, вручили им цветы. Было очень приятно такое доброе отношение к новым сотрудникам. К сожалению, ушли уже педагоги моего возраста на пенсию по семейным обстоятельствам или по состоянию здоровья. Мне, кажется, тоже пора уйти, но студенты просят: «Выпустите нас, пожалуйста, не бросайте». И я не могу уйти. Да и как буду жить без всего этого? Поддержку дают и власти: недавно колледж получил грант – закупили оборудование для учебных кабинетов. На третьем этаже, где располагается кафедра информатики, все стало по последнему слову техники: компьютеры и двери специальные. Большой поток абитуриентов поступает на программирование, где тоже практико-ориентированное обучение, но не в школы идут студенты этого профиля, а в организации и на предприятия, где апробируют новые программы.

- Какое бы напутствие вы дали своим воспитанникам, начинающим трудовой путь педагога?

- Могу сказать, исходя из своего опыта и моей семьи, в которой есть и профессор, и преподаватель медицинского университета, и внук, окончивший Волгоградскую академию МВД России с красным дипломом. Мы все очень ответственно относимся к делу, которому служим. Поэтому мой совет: самое главное - это быть пунктуальным и ответственным за свое дело, как все это делают в моей семье. Не знаю, что должно случиться, чтобы они опоздали на работу. Не позавтракают, может, не «дооденутся», как мой младший внук, который однажды убежал в лицей в одном носке, но не опоздают. И, конечно, быть профессионалами. Сколько лет я работаю, все время сомневаюсь, а так ли делаю, или будет ли это к месту. Я всегда переживаю за неудачи своих студентов, волнуюсь за них. Мне кажется, что надо всегда делать все хорошо, независимо от того, покажут тебя по телевидению или нет. И тогда все получится. Большая часть студентов, спасибо им, следует моим советам и примеру.

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Троим жителям региона присвоено звание «Заслуженный работник местного самоуправления РФ»
Троим жителям региона присвоено звание «Заслуженный работник местного самоуправления РФ»
Указ о награждении сегодня, 19 апреля, подписал глава государства Владимир Путин.
#Политика сегодня в 19:57
В Волгоградской области чествовали лучших работников органов местного самоуправления
В Волгоградской области чествовали лучших работников органов местного самоуправления
В воскресенье в России отметят День местного самоуправления. Накануне профессионального праздника в администрации Волгоградской области состоялось награждение глав муниципальных районов, сельских поселений, специалистов профильных комитетов.
#Политика вчера в 16:55
Р.п. Городище присвоено звание «Рубеж Сталинградской доблести»
Р.п. Городище присвоено звание «Рубеж Сталинградской доблести»
Вопрос на рассмотрение депутатов внес губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров
#Политика вчера в 13:08
В Астрахани построят госпиталь для реабилитации участников СВО
В Астрахани построят госпиталь для реабилитации участников СВО
На эти цели из федерального и регионального бюджетов будут выделены 310 млн рублей
#Политика 17.04.2024
Московский политолог объяснил, почему Путин поддерживает Бочарова
Московский политолог объяснил, почему Путин поддерживает Бочарова
Накануне, 15 апреля, состоялась рабочая встреча президента РФ с губернатором Волгоградской области
#Политика 16.04.2024
Путин пожелал Андрею Бочарову удачи на выборах
Путин пожелал Андрею Бочарову удачи на выборах
Президент РФ поддержал решение губернатора Волгоградской области баллотироваться на новый срок осенью этого года. Об этом он заявил сегодня, 15 апреля, в ходе рабочей встречи, которая состоялась в режиме видеоконференции.

#Политика 15.04.2024
Топ новостей
Опрос