2 июля в Центральном районе Волгограда друзья, члены союза архитекторов и представители администрации региона собрались в творческой мастерской Петра Чаплыгина, чтобы поздравить знаменитого волгоградского скульптора, художника и живописца с 80-летним юбилеем.
Пётр Чаплыгин настоящий мастер своего дела, человек широкой души и безудержной, животворящей фантазии. Соприкасаясь с его талантом, даже грубые куски отработанного промышленного листового металла могут превратиться в необыкновенные элементы оформления кованых ворот художественной мастерской, а отслуживший свой век чугунный стояк - в постамент удивительного памятника швейной машинке «Зингер».
Волгоградский художник родился в 1940 году в Ставропольском крае. В 18-летнем возрасте однозначно определил свой жизненный путь, поступив в Московское государственное высшее художественно-промышленное училище, закончив которое был распределён в Волгоград.
В городе-герое, который в то время как птица феникс восставал из руин после Великой Отечественной войны, прирастая множественными промышленными объектами, Петру Чаплыгину было суждено привнести в типовую застройку, насквозь пропитанную социалистическим минимализмом, нечто новое, уникальное и прекрасное.
Первая крупная работа творца – мозаичное полотно размером свыше 200 квадратных метров для Дворца культуры алюминиевого завода.
В 1978 году один из проектов художника был отмечен на Международном конкурсе керамических арт-работ, который проходил в Италии.
Несмотря на почтенный возраст, Пётр Чаплыгин не перестаёт творить и сейчас, хотя неохотно рассказывает о текущих планах, смущённо отшучиваясь: «Сложно загадывать, когда в любой момент можешь "коньки отбросить».
На самом деле художник продолжает рисовать картины и создавать мозаичные полотна. Кроме того, в планах у маэстро продолжить украшать своими композициями территорию дворика, где располагается его творческая мастерская.
- Сейчас студентами архитектурной академии подготовлен проект благоустройства двора многоквартирного дома №13 по улице Мира. Эта не просто улица, а лицо нашего города, ведь именно она была первой восстановлена в послевоенный период. Надеемся, что при обновлении дворовой территории талант Петра Чаплыгина найдёт здесь своё применение, - рассказала художница, дочь юбиляра Виктория Чаплыгина.
Также Пётр Чаплыгин продолжает создавать скульптуры и небольшие арт-объекты из керамики. Одна из последних работ художника – бюст, изображающий автора.
- Как вы видите, здесь я ещё молодой, рожа была вон какая, здоровая, а сейчас немощная уже стала, - шутит Пётр Чаплыгин. - Здесь у меня на голове необычная шляпа. Именно в этом цилиндре я приехал в Волгоград. В советские времена подобные аксессуары были весьма редкими и такого головного убора в городе не было больше ни у кого.
С левой стороны на полях шляпы, венчающей бюст, скульптор разместил неведомо откуда возникающего жеребца, который словно пытается вырваться из композиции навстречу взгляду удивлённого зрителя.
Гости мастерской попытались уточнить у юбиляра что означает конь на цилиндре, однако художник вновь смеется: «Откуда же коню взяться на шляпе? Кони не на шляпе, а в голове...».
Этот символ, по замыслу автора, обозначает единение человека с природным естеством, которое на протяжении всей нашей жизни стремится взять верх над повседневной рациональностью и определяет многие из наших поступков.
Подводя промежуточный итог, Пётр Чаплыгин говорит, что всем доволен, однако мечтает, чтобы удалось поучаствовать ещё хотя бы в нескольких значимых проектах. Художник с болью вспоминает некоторые из известнейших своих работ, которые были снесены в последнее время.
- Лучшие мои работы, к сожалению, уже никто не увидит. Было уничтожено убранство ресторана «Волгоград», куда я вложил всю свою душу. Работы по созданию уникального интерьера здания велись в преддверии 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Соавтором проекта тогда был художник Колесниченко. Сцену ресторана украшала огромная гипсовая Ника, - рассказал Пётр Чаплыгин.
Своеобразной визитной карточкой дома №13 по улице Мира, где располагается творческая мастерская, стали уникальные кованные решётки, которые щедро украшены десятками декоративных железных элементов, фигур, ликами известных государственных деятелей, художников и писателей, а также мозаичными композициями, на которых запечатлены главные достопримечательности Волгограда.
Примечательно, что один из штампованных железных элементов, который украшает основной вход в мастерскую маэстро – это отходы производства завода "Красный Октябрь". Художнику в своё время удалось спасти остатки промышленных заготовок и найти им новое применение в качестве связующего элемента кованной композиции.
Так же скульптор поступил и с чугунным канализационным стояком, замены которого ему удалось добиться не так давно.
- Несколько десятилетий сгнившие трубы затапливали наши помещения. Мастерская ведь - это не только то, что вы сейчас видите. Значительная её часть располагается в подвале, где и были канализационные коммуникации. Нам удалось добиться их замены, а из отслужившего свой век чугуна мною было создано основание замечательного памятника швейной машинке марки «Зингер», который разместился здесь во дворе.
В завершение встречи 80-летнему художнику были вручены почётные грамоты от лица волгоградского отделения союза архитекторов и губернатора Волгоградской области, цветы, а также уникальное коллекционное издание, на страницах которого собраны тысячи орнаментов народов мира.