В школы региона в сентябре пришли студенты старших курсов профильных вузов. Образовательные организации, где педагоги были вынуждены соблюдать карантин, искали возможности замены коллег. Одним из вариантов стало привлечение к работе тех, кто почти освоил будущую специальность.
- Нашей школе в декабре исполняется 35 лет. Здесь работает много учителей, которые её открывали. Возраст педагогов - 65 +. Многие наши выпускники поступают в педагогические вузы на разные специальности. В сентябре продолжились ограничительные меры для возрастных педагогов - мы решили привлечь выпускников, которые учатся заочно и не работает. Они начали преподавать в младших классах. Педагоги – тоже люди, и они болеют. Сейчас не в строю из-за болезни или карантинных мероприятий 18 учителей. Чтобы не прерывать учебный процесс, ввести его в полном объеме, мы решили участвовать в программе «Волонтеры Просвещения». Обратились к проректору Волгоградского государственного социально-педагогического университета, который помог нам связаться со старшекурсниками, живущими в Волжском или в Средней Ахтубе. И несколько наших выпускников откликнулись. Сейчас 8 ребят участвуют в программе. Но нужны еще. Попросили помочь найти студентов-биологов и географов, - рассказала директор школы №35 им. В.П. Дубины Валентина Рода.
Без пяти минут специалисты трудятся не на полную ставку. Ребята погружены в жизнь школы, но не загружены по полной: будущим учителям еще нужно самим учиться в вузе. Правда, сами волонтеры признаются, что навыки, которые они приобретают сейчас, в стенах университета не получить.
- Я очень ценю возможность, которая была предоставлена, потому что это тот опыт, который необходим каждому даже для преодоления каких-то учебных задач, когда, например, на втором курсе не совсем понятно, для чего нужна методика обучения русскому языку. Ты рисуешь карту урока и думаешь, где тебе это пригодится. А тут, на практике, видишь, как тяжело заинтересовать ребенка и вывести его на общение с тобой, или что ты не всем нравишься, потому что еще не почувствовал детей не поймал с ними одну волну. Да, сейчас я не профессионал, но все делаю сердцем, - поделился один из начинающих свой путь в профессии волонтер.
Старшие товарищи верят, что приход пока еще не настоящих волшебников на качество обучения не повлияет.
- Конечно, ребятам было вначале трудновато, но мы не оставляли их без наставников: учителя из параллели на первой неделе оказывали серьезную методическую помощь. А сейчас те, кто начинал в сентябре, уже самостоятельно могут работать. Мы же к эти студентам присматриваемся на будущее, а они видят, что в школе созданы хорошие условия для работы, и уже спрашивают, будут ли вакансии на следующий года, - поведала Валентина Рода.
Волгоградский социально-педагогический университет не в первый раз поддержал школы региона. В прошлом учебном году учащиеся вуза помогали старшим коллегам осваивать технические возможности дистанционного обучения, создавали контент для родителей с дошкольниками.
- В Волгоградской области волонтерское движение имеет давние серьёзные традиции. Каждый год в отраслевых направлениях происходит расширение. Как несколько лет назад выделилась группа волонтеров-медиков, так и наши ребята из студентов педагогических вузов или вузов, где развиваются педагогические направления, стали «Волонтерами Просвещения». В зависимости от того, какие задачи стоят на тот момент перед системой образования, перед образовательными организациями и обществом, меняются и их задачи. И сегодня они достаточно серьёзные. С того момента, как страна, весь мир вступили в противоборство с пандемией, наши волонтеры Просвещения оказывают очень существенную помощь нашим педагогам. Весной это были курсы по обучению и сопровождению в работе с электронными ресурсами. Сегодня наши волонтеры Просвещения помогают тем школьным коллективам, где необходимо встать на замену педагогов. И это узаконено: в закон «Об образовании» внесены соответствующие изменения о том, что студенты старших курсов педагогических вузов при определенных успехах могут работать в наших образовательных организациях. Для этого работодатель проводит с ними собеседование, - сообщила председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина.
Глава профильного ведомства уверена, что преждевременный приход студентов в школы пойдет на пользу не только будущим профессионалам, но и системе образования в целом.
- Если сегодня помощь, которая необходима, разовая или постоянная по договору о трудоустройстве на более длительный срок, если педагог отсутствует, чтобы его заменить, то, мы думаем, что общество справится с этой бедой, но есть и более важная стратегическая задача. Мы знаем, что педагогические коллективы нуждаются в обновлении. Сейчас студенты старших курсов могут прийти в школу – выстраивается хорошая линейка. У нас уже есть хорошая традиция непрерывного педагогического образования, в которой ребята из педагогических классов, открытых на территориях муниципалитетов Волгоградской области, идут на целевое обучение в педагогические вузы. Оно предполагает, что выпускники вернутся в свои школы. Возможность старшекурсников пойти работать на серьезных законных основаниях в школу - это возможность встроиться в систему образования как можно раньше.
В Волгоградской области активно развивается институт наставничества: создана команда профессионалов, готовых делиться опытом с молодыми коллегами, с 2019 года реализуется региональный проект «Учитель будущего», направленный на внедрение системы профессионального роста педагогических работников. В 2021-2022 годах в Волгоградской области планируется создать центр оценки профмастерства и квалификации педагогов, а также два центра непрерывного повышения профессионального мастерства педработников.
- Сейчас тоже действует институт наставничества. С одной стороны, это педагоги, которые наставляют в школе. С другой, стороны наставничество со стороны преподавателей вуза. Такой союз позволяет молодому человеку войти в профессию совершенно адаптированным, понимающим свои задачи и особенности образовательного процесса и, соответственно, закрепиться в профессии, остаться в ней, таким образом пополнив педагогическое сообщество, - отметила Лариса Савина.