132985/

Ректор ВолГУ: Университет, наука, производство – должны быть единым целым

#Наука 12 июля 2021, 13:01 / Наука
Фото предоставлено пресс-службой ВолГУ

Преимущества традиционных форм обучения, приумножение компетенций студентов, востребованность на региональном рынке труда выпускников вузов «ковидных» годов – эти и другие вопросы волнуют сегодня абитуриентов, родителей, будущих специалистов и работодателей. Их мы адресовали руководителю одного из ведущих вузов региона – ректору Волгоградского государственного университета Алле Калининой.

 

Алла Эдуардовна, добрый день! Сегодня мы хотели бы поговорить о жизни университета, в том числе, в период пандемии, и перспективах вуза в контексте тех условий, которые диктует время. Расскажите, какими, на Ваш взгляд, навыками должны обладать студенты и выпускники для успешной самореализации и, в частности, адаптации к дистанционному обучению?

–  Дистанционные, информационные технологии давно вошли в нашу жизнь: гаджеты нас окружают везде. Например, на одном из рабочих совещаний, которое проходило на базе Иннополиса, велась речь о том, что выпускники вузов любой специальности должны обладать навыками программирования. И я совершенно согласна с этим. Если поставить технологию «Умный дом» человеку в возрасте 60 лет, то, скорее всего, он, хоть и с трудом, но будет ее осваивать. А наши студенты должны выйти из вуза такими, чтобы осваивать это быстро. Мы не зря формулировали девиз нашего университета: «ВолГУ – создавай будущее». Это слова на следующую пятилетку развития университета.

У нас 149 образовательных программ, которые охватывают все области знаний, за исключением медицины. Когда-то я открывала такие направления подготовки, как «Бизнес-информатика», «Прикладная информатика», рецензировала их, и мне говорили мои коллеги, что никто из абитуриентов туда учиться не пойдет, что «юрист не информатик», спрашивали, что я буду с этим делать. Но на самом деле, что такое информатик? Это же не программист, а человек, который владеет аналитикой, который может быстро делать аналитику, а чтобы он качественно делал аналитику, он должен знать предметную область.

И 25% направлений подготовки ВолГУ – это специальности, связанные с IT-сферой. А если брать всю численность студентов, то 43% обучаются на IT. Поэтому моя давняя идея – это идея информационного технологического развития вуза, я ей занимаюсь с начала открытия кафедры бизнес-информатики. Я поняла, что это будущее. Даже моя диссертация была связана с информационным пространством, и когда я защищалась, только начинали появляться массивы для анализа…

А сейчас, конечно, много нового начало создаваться, связанного с продвижением сетей, SMM-навыков и нужно учесть, что в 2020 году, когда запретили в очной форме подавать абитуриентам документы, нам добавили 18% бюджетных мест на направления подготовки, связанные с математикой, физикой, информатикой.

 

Алла Эдуардовна, поскольку Вы отметили количество бюджетных мест на некоторые направления подготовки, хотелось бы затронуть вопрос о приеме абитуриентов в условиях дистанта. Расскажите, пожалуйста, о том, как вуз принимал абитуриентов прошлым летом.

– Мы – единственный вуз в регионе, который закрыл прием абитуриентов в первую волну. Мне кажется, очень важно, что в этом году нам добавили еще 15 бюджетных мест на направления, отмеченные мной ранее. И именно на такие востребованные направления подготовки, как математика, информатика, физика, IT-технологии мы привлекаем абитуриентов со школьной скамьи. Мы проводим множество интересных и успешных проектов, например, на базе «Точки кипения ВолГУ», которые увлекают детей.

 

– От чего, на Ваш взгляд, зависит успешность проводимых в ВолГУ проектов и, в целом, организации?

– Я считаю, что 90% успеха зависит от того, как подобрана команда и насколько она разделяет задачи в плане развития корпорации в целом. Я пытаюсь так делать всегда. Я прошла все ступеньки от ассистента и стараюсь выстраивать командный принцип работы. Мы ввели систему ректоратов, каждую неделю подводим итоги и ставим новые задачи перед собой. Ведь гораздо эффективнее, когда каждый член команды понимает и разделяет поставленные задачи.

 

– Алла Эдуардовна, востребованность регионального и российского рынка труда в специалистах, занимающихся развитием IT-технологий, конечно, оправдана. Но, что же делать гуманитариям в условиях, когда и университет, и множество всероссийских, международных проектов активно поддерживают IT направления? Как на запросы времени реагирует высшая школа и Ваш вуз в поддержании специалистов гуманитарного профиля?

– Не так давно, в апреле 2021 года команда университета подписала соглашение о сотрудничестве с Президентской платформой «Россия – страна возможностей». Смысл этого соглашения не только в сотрудничестве, но и в реализации совместных проектов. То, о чем Вы говорите, уже поняли многие очень давно. Осознали, что нужно дорабатывать программы по развитию гуманитариев, поскольку некоторым студентам может не хватать определенных компетенций. Например, у программистов есть базовые навыки работы с информационными технологиями, но им не хватает навыков выстраивания общения с людьми, поскольку большее количество времени они проводят за компьютером. И как раз им нужно предоставлять возможность участвовать в таких образовательных программах, как «Как стать лидером?», «Основы коммуникаций» и так далее. А вот для гуманитариев нужно совсем другое. Им нужно давать возможность принимать участие в программе «Тактика продвижений товаров в сети». Если, к примеру, мы ведем речь о журналистах, то в их образовательный процесс нужно внедрять «Основы пользования социальной сетью», та же информационная безопасность, только в более упрощенном виде. Такой разный для «физиков» и для «лириков» подход принесет хорошие результаты, я думаю. Поскольку данное соглашение с нашим университетом уже подписано, я планирую на базе Института дополнительного образования ВолГУ внедрить подобные образовательные программы. Кстати, у нас уже был такой опыт, когда студенты-историки просили включить дисциплину «Латинский язык» в их программу обучения. Я помню, я так удивилась этому. Это как раз было в тот момент, когда я стала проводить открытые встречи со студентами. И, конечно, вот в этом Центре на базе ИДО (Института дополнительного образования) мы сейчас собираемся открыть 2-3 базовых курса, например, для студентов-гуманитариев: «Компьютер для чайников», «Как правильно и грамотно управлять социальными сетями». А для физиков, наоборот, курсы практической психологии.

 

– При успешном завершении обучения студентов на данных курсах им будет предоставлено какое-то удостоверение или другой документ, подтверждающий их повышение квалификации?

– Да, конечно, после освоения студентами образовательных программ, мы можем подтвердить их успешное прохождение курсов соответствующим документом, который будет им предоставлен вместе с дипломом об образовании. В этом документе будет представлен перечень прослушанных курсов, которые, в свою очередь, помогут студенту адаптироваться на рынке труда. И можно будет потом, если мы будем двигаться по этому направлению, учитывая развитие информационных технологий и навыки, которые получили без исключения все на добровольной основе, можно будет сделать еще больше брендовых курсов, которые будут проводиться, как в дистанционном формате, так и очном режиме, потому что очное обучение нельзя ни в коем случае бросать.

 

– А почему не стоит бросать очное обучение? В чем его преимущества?

– Очное обучение отличается тем, что оно позволяет студентам полностью погрузиться в образовательный процесс. Если мы сидим дома и у нас помимо учебы возникает еще очень много домашних, бытовых вопросов, а мы стараемся их параллельно решать, то снижается качество и внимание студентов к обучению. В университете студенты погружены в образовательный процесс, их не отвлекают домашние заботы так, как на дистанционном обучении. И, конечно, нужно живое общение с преподавателем. Когда был дистант, знаете, я, идя на работу, встречала и преподавателей, и студентов, которые постоянно меня спрашивали: «Алла Эдуардовна, ну, когда же мы выйдем на обучение? Ну, когда мы начнем очные занятия проводить?» То есть, люди нуждались в этом очном обучении, просили об этом, ждали и скучали. Значит, в таком формате работы и обучения нуждаются. Это нужно, в первую очередь, для студентов, поскольку живое общение с преподавателем незаменимо никакими гаджетами.

 

– Как о дополнительных компетенциях, которые получают Ваши студенты, узнает работодатель?

– Я по-разному продумывала решение этого вопроса. Например, можно формировать цифровой профиль выпускника, где будет представлена основная информация о нем. К этому цифровому профилю мы добавим приложение с информацией о том, какие компетенции имеются у нашего выпускника. Это очень важно для формирования индивидуальных траекторий студентов по окончании вуза. Ведь без конца нам говорят, что нужно внедрять индивидуальные траектории. Нужно, конечно. И цифровой профиль будет удобен в том плане, что можно будет увидеть, какой направленности, с какими характеристиками и навыками заканчивает обучение в вузе наш студент. И это будет только развивать потребности самих работодателей. К примеру, Центральный банк, с которым мы сотрудничаем, быстрее всех сообразил и стал нам направлять темы, направления, которые им нужны от будущих выпускников нашего университета, которые планируют трудоустроиться к ним. Они предоставляют нам информацию о том, какими навыками должны обладать выпускники. И на основании этих запросов от работодателей может выстраиваться индивидуальная траектория выпускника.

 

– Насколько востребованы выпускники Волгоградского госуниверситета на региональном рынке труда? Все ли находят свое место в жизни? Или приходится забыть, чему учили, забросить диплом и начать работать не по специальности?

– Выпускники, как я уже говорила, у нас востребованы. Кроме того, мы подготавливаем наших выпускников к трудоустройству в ряде крупных компаний уже со студенческих лет. У нас в ВолГУ работают работодатели из самых разных сфер. Конечно, когда нам говорят, что работодатель должен участвовать в образовательном процессе, мы понимаем, что они очень заняты, они работают и им сложно совмещать. И не все работодатели готовы к очной работе в вузе. А вот если мы, допустим, будем делать несколько дней обучения студентов у работодателя в очном формате, а три дня в дистанционном формате, то это было бы хорошо и удобно для всех! Я думаю, что работодатели, заинтересованные в будущих сотрудниках, пойдут нам навстречу в этом вопросе, поддержат инициативу и будут преподавать у студентов больше и с удовольствием. Вот, к примеру, прокуратура, суды уже давно действуют в этом направлении: ведут занятия у студентов по субботам. Представляете, как сложно, к вечеру, после работы уже говорить не можешь, а они даже в свой выходной день, в субботу идут и читают лекции студентам. Стараются уже на втором курсе обучения студентов выбрать этих звездочек среди потока обучающихся. Вот такое должно быть сотрудничество.

Мне отрадно, что ни один работодатель не сказал ничего плохого про наших выпускников. Наших выпускников хвалят и всегда приятно это слушать, но это главная функция университета для развития региона. Ведь вуз – это кузница кадров. Но отличие одно есть и заключается оно в том, что университет отличается от института. Мы были образованы с самого начала как классический университет. Первый ректор Максим Матвеевич Загорулько, открывший ВолГУ, ездил в Ленинку, изучал отличия классического университета от прикладного. Если все остальные вузы нашего региона образованы от прикладных вузов, то мы нет. Университет и отличается тем, что у нас делается акцент на подготовке научных кадров. Также хочу отметить значимость тенденций и запросов от производства. Вот если убрать что-то одно, то это не университет. Если оставить производство – то это институт, а если науку – то это академия наук. Они же должны быть вместе, одним целым!

Обсуждение:

Вас заинтересует:
В волгоградском вузе определились с ректором
В волгоградском вузе определились с ректором
На следующий пятилетний срок избран ныне действующий руководитель ВолгГТУ.
#Наука 19.04.2024
В Волгоградской области подвели итоги исследовательского конкурса имени Загорулько
В Волгоградской области подвели итоги исследовательского конкурса имени Загорулько
Завершились защиты научно-исследовательских работ, представленных на конкурс «Сталинградская битва в истории России»
#Наука 12.04.2024
В Волгоградской области 11 очных площадок «Тотального диктанта» открыли регистрацию
В Волгоградской области 11 очных площадок «Тотального диктанта» открыли регистрацию
Традиционная просветительская акция состоится 20 апреля 2024 года и станет юбилейной.
#Наука 11.04.2024
В Волгограде стартовала XII Всероссийская молодёжная «Робошкола»
В Волгограде стартовала XII Всероссийская молодёжная «Робошкола»
В Волгоградском государственном техническом университете проходят занятия по робототехнике, искусственному интеллекту и инженерному творчеству.
#Наука 10.04.2024
Девятиклассники Волгоградской области готовятся к олимпиадам по физике и робототехнике
Девятиклассники Волгоградской области готовятся к олимпиадам по физике и робототехнике
Для 160 юных талантов организована весенняя образовательная смена.
#Наука 09.04.2024
Ботсад волгоградского вуза отмечает 25-летие
Ботсад волгоградского вуза отмечает 25-летие
Ботанический сад Волгоградского государственного социально-педагогического университета в 2024 году празднует четвертьвековой юбилей.
#Наука 09.04.2024
Топ новостей
Опрос