136214/

Троецерквие на Медведице: загадка или проза жизни?

#Геометка 11 октября 2021, 10:20 Ирина Романенко / Геометка
Фото и видео Александр Куликов

В двух соседних селах Руднянского района Волгоградской области – Березовке и Лопуховке – в 5 километрах друг от друга стоят три заброшенные ныне церкви. Раньше столетием над этим небольшим участком, над рекой Медведицей, над заповедными лесами и лугами плыл малиновый звон, призывающий к молитве. Его было наверняка далеко слышно, ведь по реке звук идет очень хорошо и чисто. Побывав там, мы задумались: как тут появилось аж три храма? Это вопрос, в котором мы хотим разобраться в нашем материале.

Заселение

Соседние села были населены в 18 веке – в Лопуховке начали строиться около 1750 года, в Березовке примерно в 1770-х годах. Жили здесь государственные крестьяне, то есть крепостные, но при этом условно вольные люди, обладавшие большими правами, чем помещичьи. Эти люди платили налог в госказну с хозяйства и урожаев. Переехали они сюда из Пензенской, Воронежской, Саратовской и других губерний и заселились по указу волостного правления. Возможно, часть населения составляли беглые каторжане и крестьяне. Большая часть жителей была православными христианами. В Березовке в разное время жило немного (не больше ста одномоментно) старообрядцев, в Лопуховке примерно столько же молокан. Данных о изначальном количестве поселенцев мы не нашли, но в лучшие годы в Лопуховке было 788, а в Березовке 555 дворов. К концу 19 века тут жило без учета детей около 5000 человек в Лопуховке и примерно 3400 человек в Березовке.


По данным российского краеведа, этнографа и члена Императорского Русского географического общества Александра Николаевича Минха, название свое Березовка получила, вероятно, из-за березового леса, который рос на берегах Медведицы у села. Лопуховка обрела имя то ли от фамилии первых поселенцев (переселялись с земель дворян Лапуховых - крестьяне могли иметь фамилию своих владельцев), то ли от густо росших здесь лопухов, то ли от фамилии наместника – это точно неизвестно. Были у сел иные названия. Березовку звали Верхней Заевкой, Лопуховку – Нижней Заевкой. Это наименование можно встретить на картах до начала 20 века. Оно берет свое начало от Заевского ручья (или реки Зайки), впадающего в Медведицу, и одноименного оврага, которые располагаются неподалеку. Лопуховку еще называли Никольским – по данным Саратовской духовной консистории, это название дал один из переселенцев в 1767 году, вероятно, от имени святого покровителя поселения, которым названа и одна из местных церквей.


Как и чем жили

Земли в районе сел частично черноземные, супесчаные, встречается глина. Воды было в избытке – рядом Медведица, озеро Ильмень, пруды и ручьи. Да и водоносный горизонт залегает не так глубоко – в Березовке к концу 19 века насчитывалось 30 колодцев, в Лопуховке - 40. Вокруг росли леса и простирались степные участки. Все это давало простор для сельскохозяйственной деятельности. Поэтому местные крестьяне и землю пахали, предпочитая сажать пшеницу, и сады выращивали с терном, вишней и яблоками, и скот держали, но больше для себя, а не на продажу. Ловили рыбу. Растили коноплю на веревки, ткань и масло. Сажали картофель и бахчевые. Держали пчельники. Добывали глину и делали простую посуду. Зимой валяли сапоги, делали колеса для телег, плотничали понемногу. Основная работа приходилась на теплое время года – весну и лето. В соседних селах были общественные запасные хлебные магазины, куда с каждого двора сдавали оговоренное количество зерна и где при нужде можно было его занять до нового урожая. В Лопуховке в 19 веке были ярмарка и базары, где продавали пшеницу и рожь, урожаи садов, скотину. Для продажи колесных станов, посуды, сапог и всего остального ездили и в Рудню – тогда слободу Успенскую.

В каждом селе работали школы для обучения грамоте. В Лопуховке их было три – одна земская (открыта в 1876 году) и две церковно-приходские (одна из них открыта в 1887 году). В Березовке также была и земская, и церковно-приходская школа. Грамотных числилось, правда, не очень много. Крестьяне в большинстве своем считали, что им грамота ни к чему, и держать в голове такие сложные и малоиспользуемые вещи, работая в полях, трудновато. Больше учиться стали к концу 19 века, школы не вмещали всех желающих и в селе появились «школики». В Лопуховке были и народные училища, первое из которых открыли в 1844 году, их содержали на средства общества и земства. К концу 19 века в Лопуховке – тогда волостном центре (как сейчас райцентр) - были свой урядник, фельдшер, земская ямская станция в 4 лошади, детский сиротский приют (открыт в 1892 году). Также стояло здание волостной управы, где располагалась и земская школа.

Троецерквие

Конечно же, для отправления всех религиозных обрядов – венчаний, похорон, проведения праздничных и обычных служб - требовались церкви. Храмы строили на средства местных жителей.

Все три церкви по размеру относятся к категории малых храмов (от 25 до 30 метров на 12 метров) и вмещали в себя не больше 300 прихожан за раз. То есть в большие праздники одномоментно в церквях могло находиться около тысячи человек. При условии, что в двух селах в годы расцвета жило больше 9000 человек.


Все три храма имеют прямоугольную форму, что является отсылкой к Ноеву ковчегу. Такие храмы есть символы кораблей, которые помогают переплыть прихожанам через буйный океан мирских невзгод, страстей и неурядиц в Царствие небесное.


По данным епархии на конец 19 века, в год все три храма должны были выбрать со свечного завода или склада 20 пудов свечей и, соответственно, продать их прихожанам. Березовскому храму причиталось 8 пудов, Лопуховским – 12. Итого 320 килограмм свечей на год. По 900 грамм в день. Много это или мало? В большие праздники в храмах точно горело множество огней.


Храмы в Лопуховке и Березовке являются памятниками культового зодчества - 5 июня 1997 года постановлением Волгоградской облдумы их внесли в список охраняемых государством памятников истории и культуры. Во всех трех церквях стены расписаны по штукатурке. И, похоже, что в едином стиле. Имена художников неизвестны. Вероятно, это были местные талантливые крестьяне. Все три храму после революции были отобраны у церкви и осквернены. Лопуховские использовались в советские годы как хозпостройки. Березовский, похоже, нет. В настоящий момент все три заброшены и не реставрируются. Хотя попытки предпринимались. Сейчас в них иногда проводят службы. Но действующими их назвать не выйдет.

Храм Николая Чудотворца


Согласно данным Александра Минха, церковь Николая Чудотворца в Лопуховке была построена в 1814 году взамен старой деревянной 1773 года постройки. Каменное однопрестольное строение с двумя маленькими главками (на колокольне сейчас не сохранилась) без отопления и с невысокой колокольней перед притвором стоит ближе к той части села, которое называли Ушинка. Крыша храма раньше была покрыта железом, которое не сохранилось. Сейчас видно, что надалтарные своды выложены кирпичом. Стены были расписаны по штукатурке фресками, часть из которых сохранилась и по сей день. Кто расписывал храм неизвестно, но делал это талантливый художник. Возможно, данные сохранились в епархиальных архивах, но в открытом доступе мы их не нашли.


Расположение трехосной трапезной храма, в которой сильно выражена поперечная ориентация, считается особенным. К четверику с востока примыкает тяжелая полукруглая апсида. Ненамного превышает высоту главного четверика колокольня. Над двусветным четвериком храма поднимается высокий сомкнутый свод, прорезанный со всех сторон, кроме восточной, мокарнами, которые усиливали пластическую выразительность купола. Финальным акцентом в композиции храма служит четырехгранный фонарик с маленькой главкой.


Рустованные лопатки на северном и южном фасадах образуют наложенные на стены портики с треугольными фронтонами. Над каждым из них – по большому сегментному окну. Остальные окна на храме имеют одинаковую прямоугольную форму. Основной декоративный элемент в Никольской церкви – руст. Им отмечены углы храма. Ленточным рустом покрыты стены второго яруса колокольни.


При этой церкви была возведена деревянная сторожка, которой сейчас нет. К Никольской церкви к концу 19 века было приписано 110 десятин пахотной земли, деревянные дома церковнослужителей – священника и псаломщика.


В начале 20 века, видимо, эту церковь реставрировали. В архивах мы нашли благодарность от епархии местным жителям за то, что изыскали 1500 рублей из своих средств на «устранение ветхости храма». В это же время выписана благодарность церковному старосте и священнику за изыскание ими средств на позолоту церковных крестов. Крестов этих сейчас не сохранилось.

После революции, когда начались гонения на религию, 15 ноября 1933 года храм был закрыт. И в нем долгое время была машинно-тракторная мастерская с дизельным генератором - сейчас в притворе можно увидеть остатки крепежей, на которых стоял генератор. От вибрации фрески частично осыпались, но сохранились лучше, чем в Сергиевском храме в Березовке. Местные жители рассказывали, что церковь пытались несколько раз разрушить – взрывали, тянули за стены тракторами. К счастью, безуспешно - прочность конструкций не позволила снести этот архитектурный памятник старины.

Храм Михаила Архистратига


Михайло-Архангельская церковь в селе Лопуховка построена в 1873 году на средства прихожан. Она каменная, крепкая, однопрестольная. Стены собственно храма, трапезной и алтаря подчеркнуты филенками, нишами, что отсылает к стилю классицизма в архитектуре. Колокольня построена с древнерусскими мотивами (кокошники, килевидные обрамления порталов, амбразуры звонов). Внутри углы четверика срезаны. Пространство его перекрыто лотковым сводом, что было характерно для более ранних памятников. Храм с трапезной соединяется очень широкой аркой, за счёт чего пространство воспринимается единым. Алтарная же часть отделяется от основного пространства тремя узкими и низкими арками.


Внутри – фрески на штукатурке. Сюжетные композиции выполнены в академической манере второй половины 19 века.


В росписях - копии произведений итальянских художников. Так, в алтарной конхе – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. 


Этот храм сохранился лучше всего, пожалуй, как и его роспись. Самое поразительное, что за 148 лет цвета на фресках практически не выцвели. Также здесь сохранились оригинальные кованые решетки на окнах и искореженная, но оригинальная обитая железом дверь и ручки.


При церкви была каменная сторожка, которая нынче не сохранилась. Земли и церковно-усадебного места при этом храме не было.

Есть легенда, которую нам рассказал нынешний глава Лопуховского сельского поселения Сергей Богатырев. Говорят, два храма в Лопуховке соединял подземных ход. Один из выходов в церкви Михаила Архангела он нам показал – справа в алтарной части в отдельном помещении. Сейчас он засыпан песком, землей и битым кирпичом.


Закрыта Михайло – Архангельская церковь была 15 мая 1940 года, а потом ее использовали как зернохранилище. Левый простенок средней части храма выбит под «полуторку» - сюда заходили на погрузку машины.


Реставрацию здесь даже не начинали.

Храм Сергия Радонежского


Церковь преподобного Сергия Радонежского в селе Березовка стоит на очень красивом месте – на холме с видом на Медведицу. Заложена она в 1826 году, а завершено строительство было через 6 лет – в 1832 году. Создавали церковь на средства прихожан из окрестных сел. Кто строил и расписывал храм - неизвестно. Это здание сохранилось хуже всех – сейчас можно увидеть только алтарную, среднюю часть и колокольню. Трапезной нет совсем. Фрески тоже в удручающем состоянии – если в Лопуховке в храмах можно различить фигуры и мелкие детали, то тут это сделать куда сложнее.


Архитектурная тема этой церкви близка к Никольской в Лопуховке: четверик, завершенный куполом, крупная полукруглая апсида, тяжелая двухъярусная колокольня. Правда, бывшая ее трапезная была вытянута по продольной оси, а не поперечной.


Провинциальный зодчий применяет здесь ордер упрощенно, на плоскости стен. Классические формы превращает в элементы декоративного убранства. Тосканские пилястры большого ордера напоминают лопатки, которые делят стены, завершенные плоскими треугольными фронтонами с многопрофильными карнизами. Колокольня состоит из двух четвериков. Верхний чуть уже нижнего и отделен от него карнизом большого выноса. Когда-то этот каменный храм был тоже крыт железом, но от него не осталось и следа. За ним когда-то числилось немного пахотной и сенокосной земли.

Из воспоминаний Александры Сергеевны Ивановой, жительницы Березовки: «В 1935 в березовской церкви Сергия Радонежского обвенчалась со своим Петром. До сих пор помню фамилию священника, совершившего обряд – Масловский. Детей возили крестить в Лопуховку». А в 1936 году церковь была разрушена каким-то московским комиссаром, имя которого неизвестно. Он со своими товарищами убил и настоятеля храма. Говорят, до старости все участники не дожили. Церковь в Березовке была закрыта 17 августа 1939 года.

Открытые части храма под ветрами и дождями, от морозов и жары сильнее пострадали за прошедшее столетие, чем храмы в Лопуховке. И его пытались реставрировать в 2007 году. Нашелся меценат. Поставили малый храм для совершения богослужений на время, пока основной будет реставрироваться. Но 10 лет назад меценат трагически погиб и работы свернули. Иногда здесь все же проводят службы.

Итого

Вероятно, никакой особой загадки в наличии трех церквей на пятикилометровом пятачке нет. Время постройки разное, два села, увеличивающееся население – местные жители удовлетворяли свои растущие потребности так, как могли. Строительство и содержание храмов – дело дорогое. И несмотря на большой приход, видимо, поставить себе храм побольше они просто не могли. А в конце 19 века на села напали мор скота, неурожаи и пожары – за одной только Лопуховкой числилось почти сто тысяч рублей долга перед государством. Как говорят: не до жиру – быть бы живу.

Сейчас это место можно назвать очень интересным с точки зрения истории и зодчества. Очень жаль, что никто храмы не реставрирует и будет ли – неизвестно. Поэтому стоит поспешить и приехать, пока еще стоят эти памятники культового зодчества на волгоградской земле. Также советуем спросить у местных жителей где находится точка, которую и называют «Троецерквием» - за селами, на взгорке, откуда открывается вид на все три храма сразу. Говорят, особенно хорошо их видно, когда опадает листва – осенью, зимой и ранней весной.


Обсуждение:

Вас заинтересует:
Лутки, неясыти и ушастые совы: на острове Сарпинский появились редкие птицы
Лутки, неясыти и ушастые совы: на острове Сарпинский появились редкие птицы
На Сарпинском, в самом разгаре осенняя миграция птиц. Куда они летят и откуда, какие виды пернатых являются лишь временными гостями, а какие обитают на самом большом речном острове в европейской части планеты постоянно?
#Геометка 23.10.2023
В Волгоградской области батюшка спасает древнюю Знаменскую церковь в умирающей станице
В Волгоградской области батюшка спасает древнюю Знаменскую церковь в умирающей станице
Храм хотели столкнуть бульдозером в Хопер, но люди спасли его. Сначала от уничтожения, а потом от забвения.
#Геометка 28.07.2023
Как гиблое место стало самым уютным уголком станицы Алексеевской
Как гиблое место стало самым уютным уголком станицы Алексеевской
У алексеевцев получилось не только сделать центр своей станицы уютным, но и наполнить его смыслом.
#Геометка 07.07.2023
«Цимлянские пески»: где в Волгоградской области найти море, мустангов и орхидеи
«Цимлянские пески»: где в Волгоградской области найти море, мустангов и орхидеи
Природный парк «Цимлянские пески» отмечает свое 20-летие со дня основания
#Геометка 30.06.2023
Под Волгоградом найдена могильная плита отца бессменного предводителя Царицынского дворянства
Под Волгоградом найдена могильная плита отца бессменного предводителя Царицынского дворянства
В селе Солодча Ольховского района обнаружен удивительный артефакт - расколотый пополам мраморный памятник.
#Геометка 31.05.2023
Топ новостей
Опрос