Надо было видеть, как взбесился этот здоровенный немецкий улан. Сорвал со своей головы вычурную каску, шарахнул ею об пол со всей дури, заревел, как раненый медведь.
И было от чего. Ему сообщили, что его отряд из 18 всадников был взят в плен всего лишь семью пешими казаками. А командовал ими совсем юный урядник Александр Лагерь.
Это улан не знал ещё, кто на самом деле был тот урядник, а то ведь мог вообще окочуриться на месте от позора.
Свистеть — плохая примета
Удачливый разведчик Александр Лагерь несмотря на свои 17 лет, был известен всему Юго-Западному фронту. Много раз ходил германцам в тыл, всякий раз возвращаясь с богатой добычей: притащит либо «языка», знающего да разговорчивого, либо штабные бумаги ценою в десяток иных пленных.
Но однажды удача изменила воину. Ранней весной 1915 года в бою под польским городом Сувалки урядник и ещё три казака попали в засаду, были захвачены в плен. Их заперли в костеле, вкруг которого ходил часовой.
Ночью казаки составили пирамиду, на вершине которой оказался Лагерь. Он дотянулся до окна, кошкой проскользнул наружу, мягко спрыгнул на землю. Прижался к стене, рука сжала острый камень.
Часовой приближался, что-то насвистывая. Свист оборвался, когда булыжник пробил ему голову.
Урядник тихонько окликнул товарищей. Они один за другим выбрались в окно, через минуту вся команда была в сборе. Казакам удалось незамеченными пробраться к конюшне. С часовым управились в пять секунд. Маленький отряд на рысях вынесся в поле.
Под утро прибились ещё три казака, отставшие от своих. Семеро сабель в умелых руках — большая сила. Что вскоре и подтвердилось.
Узнай улан ещё и это…
Отряд уже почти подобрался к родным позициям, когда показался разъезд из 18 немецких улан с огромным обер-лейтенантом впереди.
Лагерь приказал всем спешиться, рассредоточиться по обеим сторонам дороги. Когда уланы приблизились, на них с гиканьем и свистом набросились казаки. Казалось, они были повсюду. Уланы, потерявшие голову от страха, сдались без единого выстрела.
Потому и ревел медведем обер-лейтенант, узнав все обстоятельства пленения своего отряда. Ему повезло: он остался в неведении, что под именем урядника Лагеря на самом деле скрывалась юная кубанская казачка Александра Ефимовна Лагерева.
Узнай он ещё и это…
О ней, увы, мало что известно. Училась в таганрогской гимназии. В армию пошла добровольцем, назвавшись Александром Лагерем. За подвиг под Сувалками получила георгиевский крест.
Воевала далее, и ещё один «Георгий» украсил её мундир. Теперь уже офицерский — за доблесть она была произведена в прапорщики.
На фото нет Александры Лагеревой. Но она наверняка была похожа на этих героинь
Следы этой отважной женщины теряются в сумерках десятилетий.