170647/

Анекдот от истории. Две пули для короля

#Анекдоты от истории 9 февраля 2024, 06:24 Владимир Апаликов / Анекдоты от истории

Комиссар Александр Фельдман не поверил в известие о смерти своего командира. Лично прибыл к месту его захоронения близ станции Вознесенск, что по дороге на Одессу.

 

Разрыли могилу, достали труп. Фельдман всмотрелся, удовлетворённо хмыкнул, ногой спихнул мертвеца обратно. Сказал лишь: «Собаке — собачья смерть. Это он».

 

Да, это был действительно он — командир 54-го стрелкового Украинского полка имени В.И. Ленина Михаил Винницкий. Более известный как Мишка Япончик.

 

Разухабилась разная тварь

 

Возможно, описанный случай — не более, чем легенда. Впрочем, вся жизнь Япончика как бы соткана из легенд. А скорее — из анекдотов.



Здесь мы не будем рассказывать о его криминальной деятельности — она достаточно освещена в книгах и фильмах. Есть даже сериал аж из 12 серий.


Речь пойдёт о боевом пути товарища Винницкого на защите родной советской власти. Правда, пути недолгом. Который известен гораздо меньше.


В годы революции и гражданской войны славный город Одесса многократно переходил из рук в руки. И кто только не правил здесь! Антанта, австрийцы, румыны, гетман, петлюровцы, белогвардейцы…



В апреле 1919 года в Одессе установилась советская власть. Но чувствовала себя крайне неуютно — в городе распоясались уголовники. Как в песне известной группы, разухабилась разная тварь. Тогда было решено призвать на помощь «короля Молдаванки» Мишку Япончика, в одночасье ставшего товарищем Винницким. Он рьяно взялся наводить порядок.


И ведь навёл! Объединил всех одесских паханов, создав свою систему власти. Прекратились стихийные налёты и грабежи. Они не исчезли, но стали организованными и плановыми — планы разрабатывались на «хатах», которые стали своеобразными штабами проводимых «операций».


Поскольку для обывателя организация всегда предпочтительней хаоса, власть Япончика с братанами добилась значительного авторитета в городе. И оттеснила на обочину власть советскую. С чем та смириться, понятное дело, не могла.


Клич по всем «малинам»


Было найдено замечательное решение, одним махом убивающее двух зайцев: и убирает конкурента во власти, и помогает фронту, который продолжал бушевать. Товарищу Винницкому поручалось ответственнейшее дело: сформировать специальный батальон для защиты Одессы от наседавших петлюровцев.



Мишка Япончик считался королём, а вот полководцем ещё не был. И воспарил в предвкушении военных лавров. Кинул клич по всем «малинам».


Отказываться от призыва не рекомендовалось. Потому на сборные пункты хлынул мощный поток «добровольцев». Их набралось более двух тысяч. Так что, речь пошла уже не о батальоне — о полке. Так появился в учётных списках Красной Армии 54-й стрелковый Украинский полк имени В.И. Ленина под командованием товарища Винницкого.


В рядах Красной Армии сражался всякого рода люд, но, пожалуй, столь густого сосредоточения уголовников не наблюдалось. Чтобы хоть как-то попытаться обуздать их, комиссаром в полк был назначен известный революционер Александр Фельдман. Последовательный сторонник строгой дисциплины, о необходимости соблюдения которой немедленно предупредил командира.



И покатил состав в сторону фронта. Весело покатил. С песнями, плясками на остановках, с обильными возлияниями. Одновременно полетели в штаб донесения комиссара о несусветных безобразиях красных бойцов вкупе с их командирами. Включая и командира полка.


Веселье весельем, но тем временем фронт с его канонадой, треском пулемётных очередей, прочими неприятными особенностями неуклонно придвигался. И чем ближе он становился, тем меньше оставалось пассажиров в вагонах. «Рвали когти» с тем же пылом, с каким являлись на сборные пункты



На позиции из 2200 зачисленных бойцов прибыли всего лишь 704. Они влились в бригаду знаменитого Григория Котовского, тоже бывшего налётчика, но теперь воевавшего за советскую власть истово и победоносно.


Инстинкты не дремали


Отряд был брошен на самый опасный участок. И здесь неожиданно показал себя с самой лучшей стороны. Боевое донесение живописало: «Полк молодецким ударом захватил первую линию окопов противника. Много убитых и пленных».


В победной реляции, однако, не упоминалось, что бойцы, по выработавшейся привычке, тут же принялись отмечать свою победу. Да так усердно, что все захваченные пленные сбежали, а под утро вернулись уже вооружённые и выбили перепившихся воинов из захваченного села. О чём Фельдман тут же исправно донёс по инстанции.


Котовский пришёл в бешенство и приказал разоружить полк. Но Мишка Япончик угадал реакцию командования. Полк захватил бронепоезд и опять же весело помчался обратно, в объятья родной Одессы-мамы.



На пути встала станция Вознесенск. И кавалерийский дивизион под командованием Никифора Урсулова. Который и объявил гражданину Винницкому, что он и его полк арестованы, потребовав сдать оружие.


У Япончика сработал его бандитский инстинкт. Он чуть подался назад, с разгона попытался боднуть Урсулова в голову. Но и у того инстинкты тоже не дремали. Кавалерист отшатнулся, выхватил наган — две пули прикончили земное существование гражданина Винницкого.



Похоронили его тут же при большом стечении евреев из Вознесенска и прибывших из Одессы. Потом побывал на могиле комиссар. Недостойный его поступок с трупом не прошёл даром — Александр Фельдман через два месяца был убит в Одессе выстрелами в спину. Убийцу не нашли.



Через шесть лет, почти день в день с гибелью Япончика, бывший его адъютант Мейер Зайдер застрелил Григория Котовского. По выходе из тюрьмы был задушен бойцами-котовцами. Наказания они не понесли.


Никифор Урсулов остался цел в огне гражданской войны, но не смог пережить расстрельные 30-е. Закончил свои дни у стенки, похоронен неведомо где.


Обсуждение:

Вас заинтересует:
Анекдот от истории. Как Сталину собак-убийц подсылали
Анекдот от истории. Как Сталину собак-убийц подсылали
Генералы расселись в небольшой комнате, с нескрываемым интересом уставились на дверь.
Анекдот от истории. Выстрелы в чаду умоисступления
Анекдот от истории. Выстрелы в чаду умоисступления
Горячка совсем измучила его. Несколько дней он не мог заснуть по-настоящему.
Анекдот от истории. Как москвичи шахматного гения в дурдом затолкали
Анекдот от истории. Как москвичи шахматного гения в дурдом затолкали
— Господин управляющий, а наш американец-то того — с катушек съехал, не иначе, — истопник округлил глаза и перекрестился.
Топ новостей
Опрос