171802/

Анекдот от Истории. Эх, девоньки, шли бы вы лучше замуж

#Анекдоты от истории 7 марта 2024, 07:11 Владимир Апаликов / Анекдоты от истории

Группа молодых короткостриженых женщин плотным кольцом окружила благообразного вида мужчину. Тот отступает под их натиском, тщетно пытается перекричать гвалт:

 

− Милые дамы, дайте нам время − ведь мы только что вошли в эти стены. Имейте же терпение. Вот оглядимся, подумаем, какие права вам давать…

 

− Чтооо?! Вы нам думаете давать права?! − вперёд выбивается энергичная особа в синих очках. – Милостивый государь, мы не за милостыней пришли. Мы сами возьмём наши права!

 

Из благообразного господина будто выпустили воздух.

 

− Эх, девоньки, шли бы вы лучше замуж, − он переходит на отеческий тон. − Мужья за вами присмотрят, позаботятся. Право, все бы только выиграли.

 

Бестужевки или бесстыжевки

 


Эту сцену подсмотрели газетчики в кулуарах Первой Государственной думы Российской империи в 1906 году. Над страной, словно веял живительный весенний воздух. Октябрьский царский манифест прошлого года даровал неслыханные доселе политические свободы, и общество потянулось к ним, горя надеждами и энтузиазмом.


В том числе, стремительно начало расти женское движение. На Западе оно зрело уже полвека, активистки его получили наименование «суфражистки» от французского слова «suffrage» – избирательное право. Суфражистки вот именно и боролись за предоставление женщинам избирательных прав.


В России, конечно, находились их поклонницы, однако здесь поначалу не было широкого движения. Просто потому, что женщинам Российской империи, равно как и всем её подданным, просто некого и некуда было выбирать.


Но подвижницы находились и у нас. Только действовали они в других направлениях.


К примеру, русские умницы не могли получать на родине высшего образования, уезжали за границу. Под влиянием активисток, правительство осознало наконец абсурдность и вредность подобного явления. В 1878 году были открыты «Высшие женские курсы с систематическим университетским характером преподавания». В обиходе их называли «бестужевскими» (первым директором был назначен профессор Константин Бестужев-Рюмин), а курсисток – «бестужевками».



Рисунок из журнала "Стрекоза", 1903г.


Недоброжелатели тут же окрестили их «бесстыжевками». По правде говоря, «бестужевки» и сами давали иногда повод, обряжаясь в вызывающие по тем временам облачения, носили синие очки, нещадно дымили папиросами.


Свободная во всех желаниях


Наши феминистки изобретали порой довольно оригинальные формы борьбы за права женщин. Во второй половине 19 века чрезвычайную популярность обрели книга Николая Чернышевского «Что делать» и её героиня Вера Павловна со своими диковинными снами − свободная во всех своих желаниях женщина.




В столицах, под влиянием книги и деяний означенной Веры Павловны, стали возникать разного рода мастерские и артели. В них женщины получали не только рабочие места, но и возможность реализовать свои представления о свободе – сексуальной, политической и всякой иной прочей.


В Санкт-Петербурге случилась, однако, незадача, изрядно пошатнувшая реноме нарождавшегося движения. В мастерскую-прачечную проникла проститутка. Впрочем, особо и не скрывалась – тоже ведь труженица и тоже свободная женщина. Зачем таиться?


В короткий срок свободная труженица сумела развратить всех артельщиц. Да так, что впору было перед входом в прачечную ставить красные фонари – знак принадлежности к определённого сорта заведениям.


Вполне возможно, что данный анекдот является выдумкой всё тех же недоброжелателей. Идею женского равноправия поддерживали далеко не все в России. Большинство разделяло положение, зафиксированное в российском законодательстве: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании».


Зонтики – оружие феминизма


И вот − грянуло! Выборы в Первую Государственную думу сопровождались невероятным духовным подъёмом во всех слоях общества. Конечно же, прекрасная половина его не могла и не хотела оставаться в стороне.



Две Анны: Шабанова и Философова


Из среды русских суфражисток выдвинулись яркие личности: Анна Шабанова, Анна Философова, Мария Покровская. Они сумели организовать разрозненные усилия одиночек в единое мощное движение, набравшее силу и авторитет.




Венцом их усилий стал созыв в 1908 году Первого женского съезда, собравшего более тысячи делегаток. Каких-то особых законодательных последствий он не вызвал, но стал потрясением для всей России, возбудив брожение в умах. И положительного, и отрицательного свойства.


Вождь «Союза русского народа» небезызвестный Владимир Пуришкевич обозвал съезд борделем. За что был немедленно привлечён к суду, заплатил приличный штраф. Говорят, остался очень доволен, что легко отделался, ибо разгорячённые дамы всерьёз собирались поучить его зонтиками. А одна – даже вызвала черносотенца на дуэль. Последствия нам неизвестны.


Понесли по кочкам




Новую политическую силу, конечно же, попытались использовать большевики. Их на съезде представляла известная сторонница свободной любви Александра Коллонтай. Смысл её выступления сводился к тому, что женщинам следует незамедлительно влиться в боевые ряды пролетариата и под красным знаменем отправиться на баррикады.




Только что отгремели бои первой русской революции, ещё не высохла кровь на улицах, ещё свежи были многочисленные могилы. Не удивительно, что делегатки съезда, что называется, понесли революционерку по кочкам.


«Удавить тебя мало!» – кричали ей из зала. А после её ухода Анна Философова окропила трибуну святой водой, как после изгнания дьяволицы.


Но вот что интересно: именно большевики дали советской женщине все права наравне с мужчинами. Не будем касаться содержательной части данных прав – это другой вопрос. Но факт есть факт: в СССР женщина стала абсолютно равноправной гражданкой.


Может быть, ещё и потому, что на женском съезде не удавили товарища Коллонтай.


Сегодня женщина Российской Федерации равноправна так же, как и мужчина. И даже кое-где начинает вытеснять вялое это существо с командных позиций. Не случайно же весенний женский праздник по масштабу, значимости и всеохватности оставляет далеко позади пресловутый праздник мужчин.


Красноречивые свидетельства дают и нынешние властители умов – телесериалы. Кто нынче здесь главный герой? Вернее – героини? Конечно же, дорогие наши женщины. Они сегодня спасают мир, борются со злом всех мастей и проявлений.




Причём не останавливаются перед зубодробительными аргументами. В переносном и – часто – в прямом смысле.


Эх, девоньки…

Обсуждение:

Вас заинтересует:
Анекдот от истории. Как Сталину собак-убийц подсылали
Анекдот от истории. Как Сталину собак-убийц подсылали
Генералы расселись в небольшой комнате, с нескрываемым интересом уставились на дверь.
Анекдот от истории. Выстрелы в чаду умоисступления
Анекдот от истории. Выстрелы в чаду умоисступления
Горячка совсем измучила его. Несколько дней он не мог заснуть по-настоящему.
Анекдот от истории. Как москвичи шахматного гения в дурдом затолкали
Анекдот от истории. Как москвичи шахматного гения в дурдом затолкали
— Господин управляющий, а наш американец-то того — с катушек съехал, не иначе, — истопник округлил глаза и перекрестился.
Анекдот от истории. Тройная загадка гибели «белого генерала»
Анекдот от истории. Тройная загадка гибели «белого генерала»
Ванду в полицейском участке знали хорошо. Но сейчас она совсем не походила на себя.
Топ новостей
Опрос